Память о недавнем прошлом в преподавании современной истории России

память прошлое Россия публичная история

17 марта 2021 в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете прошел открытый научно-педагогический семинар «Память о недавнем прошлом в преподавании современной истории России».

В семинаре приняли участие:

— профессор департамента политики и управления НИУ ВШЭ (Москва) Ольга Малинова;

— зав. кафедрой междисциплинарных исторических исследований, профессор Пермского государственного научно-исследовательского университета Галина Янковская,

— профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Андрей Суслов;

— зав. кафедрой истории и археологии, профессор профессор Пермского государственного научно-исследовательского университета Константин Шнейдер.

— Главный редактор портала Ru Public History Наталья Липилина,
а также преподаватели университетов, школ и колледжей, студенты.

Из письма организаторов:

«Память о прошлом влияет на восприятие настоящего.
Роль школы для формирования исторической памяти чрезвычайно важна. Участие Президента Владимира Путина, патриарха Кирилла и других официальных лиц в дискуссиях об учебниках истории подтверждает злободневность проблемы. Не может не настораживать стремление, как части политиков, так и части учителей, унифицировать преподавание истории в школе, что проявляется, в частности, в желании получить единый учебник с «правильными» трактовками.
Общественная значимость сохранения в коллективной памяти россиян многих страниц недавнего прошлого, выпадающих из официальной картины, возрастает в условиях, когда как учебники, так и СМИ,
доносят до современной молодежи всё более укрепляющийся официальный конструкт истории последних тридцати лет
«.

Семинар получился насыщенным. В начале был показан небольшой фильм «Изучение недавнего прошлого: вопрос открытый?» о том, что помнят школьники и недавние ее выпускники из курса истории. После чего участники семинара перешли к анализу увиденного и обсуждению со студентами и учителями их видения проблем преподавания истории, вовлеченности детей в обучение и подходы к подаче исторического материала.

Были подняты такие вопросы как преподавания постсоветской истории России; ,подходы к сохранению исторической памяти и возможности, которые есть для этого у учителей, ученых и общественность.

Семинар завершился свободной дискуссией по наиболее важным и проблемным темам, связанным с историческим образованием и использованием прошлого в политических целях.

По итогам семинара организаторы планирует подготовить видео-запись и выложить ее в открытый доступ.