В Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» на 2021/2022 годы есть курс “Публичная история”(Москва, Пермь).
Он обязателен для магистерской программы “История современного мира” и бакалаврской “История“. Курс проходит только офлайн и доступен для всех кампусов Вышки. (UP: часть курса, по словам преподавателя Динары Гагариной, в этом году будет проходить онлайн. 19.08.2021). Курс читается для 3 курса бакалавриата и 1 магистратуры.
Преподаватели: Клюев Никита Александрович, Колесник Александра Сергеевна, Максимова Алиса Сергеевна, Морозов Олег Владимирович, Русанов Александр Витальевич, Степанов Борис Евгеньевич.
UP: 19.08.2021. Преподаватели: Гагарина Динара Амировна, Исмакаева Илиана Дамировна, Колесник Александра Сергеевна, Максимова Алиса Сергеевна, Морозов Олег Владимирович, Русанов Александр Витальевич, Савельева Ирина Максимовна, Степанов Борис Евгеньевич
Сайт майнора «Public history: прошлое в популярной культуре и политика памяти» (Москва) https://electives.hse.ru/minor_public_history/
Статья “Публичная история. Как говорить о прошлом доступно”, написанная преподавателем программы.
Аннотация
В рамках изучения учебной дисциплины «Публичная история» студентам предоставляется возможность освоения современных научных подходов к исследованию форм дискурсивных практик, в которых конституируется историческое сознание — как в профессиональных исторических сообществах (университетских, музейных, архивных), так и за их пределами: в медиа, в системе общего образования, в выступлениях политиков. В такой перспективе пространство публичного исторического дискурса предстаёт как сложное, диалогичное, нередко — конфликтное. Особое внимание в рамках курса будет уделено цифровым технологиям и созданию цифровых историко-популярных проектов.
Цель освоения дисциплины
- Дать знания о работе с историческим материалом в публичном пространстве.
- Показать совокупность практик и технологий, направленных на перевод исторического знания с академического языка на язык публичных репрезентаций, в том числе медийных, и на представление его в формах, предназначенных для широкой публики.
Планируемые результаты обучения
- Прослеживает трансформацию представления о профессии историка.
- Знает теоретические основы публичной истории, основные концепции и подходы.
- Может критически оценивать информацию.
- Понимает роль музея в рассказе о прошлом.
- Понимает специфику разных видов музея.
- Знает основные цифровые проекты для музеев.
- Демонстрирует понимание влияния цифровых технологий на публичную историю, знает основные цифровые проекты в области публичной истории.
- Владеет цифровыми инструментами для распространения и популяризации истории.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение в публичную историю. Тема 1. Что такое публичная история. Трансформация представления о профессии историка. Понятия: публичная история, историческая политика, устная история, культура памяти, историческая память. Манифест публичных историков. Тема 2. Институционализация публичной истории. Журналы, сообщества, образовательные программы, научные конференции. Лаборатория публичной истории и Портал публичной истории. Тема 3. Практики публичной истории. Научно-популярные и образовательные проекты по истории. Репрезентация прошлого в кинематографе, телевизионных шоу, массовой литературе и популярной музыке.
- Раздел 2. Музей как пространство публичной истории. Тема 4. Музеи и память. Роль музея в рассказе о прошлом. Коллективная память. Специфика исторических музеев. Краеведческие музеи и формирование локальной идентичности. Личные истории в музее. Современное искусство и работа с прошлым. Тема 5. Цифровая музейная среда. Цифровизация музеев. Функции и аудитория музея в цифровую эпоху. Цифровые музейные проекты.
- Раздел 3. Цифровые технологии и публичная история. Тема 6. Цифровой поворот в гуманитарных науках. Возможности цифровых технологий в историческом образовании и историко-просветительской деятельности. Тема 7. Цифровые научно-популярные и образовательные проекты по истории. Источниковая база цифровых проектов. Цифровые архивы и научно-популярные проекты по истории. Тема 8. Цифровые инструменты для распространения и популяризации истории среди широкой публики. Мультимедийные форматы и сервисы. Цифровой сторитейллинг. Лонгриды (Readymag, Tilda). Таймлайны и сервисы для создания таймлайнов (Timeline JS, Sutori, Myhistro и т.д.). Инфографика (Genial.ly, Canva, Infogram и т.п.). Визуализация данных. Сервисы для создания игр, тестов, комиксов (Playbuzz, Pixton). Тема 9. Проектирование и разработка собственного продукта в области публичной истории. Принципы разработки цифрового интерактивного продукта. Выбор темы и формы цифрового продукта. Подбор и подготовка материалов. Работа в команде над разработкой продукта. Тема 10. Питчинги и итоговые защиты проектов. Создание прототипа цифрового продукта в области публичной истории и устная презентация работы команды. Итоговая защита проектов.
Источник: сайт Высшей школы экономики