И.Ю. Бережанская
Преподаватель РГГУ, канд.филол. наук
E-mail: rina3000@rambler.ru
Н.Ю. Марковских
Независимый исследователь
Долгое время исследование деятельности сионистского движения, влияния течения на гражданское общество и политическую обстановку в СССР в качестве нового государства как на ранних этапах его становления, так и в более поздний период, было затруднено ввиду недостатка источников и неполноты доступной информации. И только благодаря рассекреченным в конце XX в. документам российских государственных и ведомственных архивов у исследователей появилась возможность обстоятельнее изучить историю сионистского движения в Советской России, сделать более точные выводы об аспектах его существования, пополнить историографию вопроса и расширить его источниковую базу.
Первые публикации о сионистском движении вышли в свет как отклик на проведенный в Базеле 1-й сионистский конгресс. Обзор периодической и непериодической литературы на эту тему дал историк А.Е. Локшин в статье «Споры о сионизме в России начала ХХ века»1. Одной из публикаций, в которой дано подробное описание развития сионистского движения в дореволюционной России, а также отмечена его вредность, стала записка директора Департамента полиции Лопухина «Сионизм. Исторический очерк его развития», вышедшая в свет в 1903 г. Несмотря на отрицательное отношение властей к сионизму, движение не было ликвидировано, а публикации о нем продолжали появляться в периодической литературе. Так, о сионизме как утопии, но одновременно одном из «паллиативных средств» в решении еврейского вопроса, писал А.С. Изгоев в журнале «Образование»2.
Советская историография освещала тему сионизма с точки зрения официальной пропаганды, которая признавала его антикоммунистическим, расистским и националистическим течением. Со второй половины 1950-х гг. советские органы пропаганды развернули антисионистскую кампанию, резко усилившуюся после Шестидневной войны и продолжавшуюся до второй половины 1980-х гг. В 1969 г. была издана книга Ю. Иванова «Осторожно: сионизм!»3, в которой сионизм рассматривался как «идеология, система организаций и политическая практика крупной еврейской буржуазии», а его основным содержанием был «воинствующий шовинизм и антикоммунизм»4. С этого момента публикации подобного толка выходили практически ежегодно.
Лишь после распада СССР отечественные архивы предоставили возможность знакомиться с рассекреченными документами, посвященными сионистскому движению: стали появляться публикации, лишенные идеологической окраски.
Поскольку сионистское движение представляло собой ряд партий и организаций, действовавших в Советской России, исследователи посвятили этому вопросу ряд работ. В целом, историография политических партий в нашей стране достаточно обширна5. Помимо монографических исследований и сборников документов, вопросу посвящено значительное число статей6. Особый интерес представляют издания о борьбе ВЧК/ГПУ/ОГПУ с так называемыми контрреволюционными партиями. Политические изменения в нашей стране, курс на демократизацию, открытие ведомственных архивов в начале 1990-х гг. привели к началу публикаций документов из закрытых до того времени фондов архивов органов безопасности. В 2001 г. было положено начало изданию ежемесячных обзоров ОГПУ для руководства СССР в сборнике документов «”Совершенно секретно”: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.)»7. В нем, в частности, нашли отражение материалы о преследовании и ликвидации органами госбезопасности политических партий в нашей стране. В 2005 г. вышел в свет сборник документов «Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК–ГПУ. 1921–1923»8, в котором был представлен комплекс материалов, отражающих историю изгнания инакомыслящей интеллигенции в начале 1920-х гг. В публикацию вошли рассекреченные архивные документы Центрального архива (ЦА) ФСБ России и территориальных органов безопасности об аресте и высылке известных российских политических деятелей, ученых и мыслителей. В 2008 г. при поддержке Международного фонда «Демократия» был издан сборник документов «”Очистим Россию надолго…” Репрессии против инакомыслящих. Конец 1921 – начало 1923 г.: Документы»9, где на основе архивных документов из Архива Президента Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива литературы и искусства, ЦА ФСБ России, архивов Санкт-Петербурга и Москвы, материалов из эмигрантской и советской периодической печати, мемуаров рассматривались формирование карательной политики советской власти в ее развитии, устранение любого проявления несогласия с ней. В 2015 г. был опубликован дневник историка С.П. Мельгунова, приобщенный к его архивно-следственному делу, в котором рассказывается об аресте и пребывании в заключении будущего пассажира «философского парохода», о начатой в знак протеста голодовке, тюремных надзирателях и порядках10. В 2019 г. был издан сборник документов «Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.»11, в который вошли рассекреченные материалы из российских, украинских и израильских архивов. В нем, помимо прочего, опубликованы документы о борьбе органов ГПУ с сионистским движением в нашей стране, сохранившиеся в Отраслевом государственном архиве СБУ, Центральном архиве ФСБ России, израильском Архиве кибуца Афиким.
Как известно, 7 (20) декабря 1917 г. Совет народных комиссаров утвердил создание Всероссийской чрезвычайной комиссии при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем, в задачи которой вошли пресечение деятельности и ликвидация контрреволюционеров и саботажников, выработка мер борьбы с ними (конфискация имущества, лишение продовольственных карточек и др.) по всей России, а также предварительное расследование по этим делам и предание виновных суду Военно-революционного трибунала.
С целью уничтожить на корню любую враждебную пролетарской диктатуре пропаганду большевики практически полностью запретили все некоммунистические издания и национализировали типографии и другие существовавшие в то время множительные средства, а нелегальное изготовление и распространение любой печатной продукции считалось враждебным новой власти актом12.
Центральным органом, в полномочия которого входила защита государственной безопасности от контрреволюции и антисоветских настроений, и стала ВЧК, с 1922–1923 гг. – ГПУ/ОГПУ. Серьезную угрозу становлению политической системы в стране представляли организации, которые вели контрреволюционную деятельность внутри СССР. Именно в отношении них развернулась активная работа. Основными мерами борьбы стали недопущение политической деятельности, аресты, высылка из страны или тюремное заключение.
Несмотря на изданный в начале 1919 г. декрет ВЦИК, предписывавший всем органам советской власти не препятствовать деятельности сионистов, 30 августа 1919 г. Наркомпрос принял решение запретить преподавание иврита во всех учебных заведениях. Началось изъятие из библиотек книг на иврите, были закрыты все школы Тарбут, прекращалась деятельность издательств и журналов, рассыпались наборы книг13.
1 сентября 1919 г. ЧК провела обыск в помещении комитета сионистов в Петрограде, арестовала ряд его членов, закрыла сионистские издания «Рассвет» и «Хроника еврейской жизни». Начались повсеместные преследования сионистов в провинции. 23 апреля 1920 г. были арестованы почти все участники и гости сионистской конференции, проходившей в Москве. 19 из них приговорили во внесудебном порядке к различным срокам заключения, но вскоре помиловали при условии, что они дадут подписку о полном отказе от сионистской деятельности. Тысячи участников движения подверглись репрессиям.
Попытки представителей течения и приверженцев идеи изменить отношение советского руководства к сионизму окончились неудачей. М. Горький, в тот период вполне доброжелательно относившийся к сионизму, по просьбе Ш. Гепштейна14 обратился с этим вопросом к В.И. Ленину, однако исход его беседы оказался неудачным: Ленин высказался категорически против сионистской деятельности15. Тем не менее, ряд большевиков не рассматривали сионистов как серьезную угрозу16 и полагали, что как раз атаки на них могут спровоцировать антисемитские настроения, вызвать недовольство мирового еврейского сообщества и подвергнуть риску гуманитарную помощь благотворительных еврейских организаций. Государственные органы также не видели в сионистах активных врагов советской власти, и именно лояльное отношение некоторых руководителей и высших партийных чиновников, таких как Ф.Э. Дзержинский, Д.И. Курский, Л.Б. Каменев и другие, к стремлению сионистов легализоваться также благоприятно сказывалось на работе движения.
В РГАСПИ сохранились письма Ф.Э. Дзержинского, адресованные В.Р. Менжинскому: «Посмотрел сионистские материалы. Признаться, точно не пойму, зачем их преследовать по линии их сионистской принадлежности. Они преследуемые – в тысячу раз опаснее для нас, чем непреследуемые и развивающие свою сионистскую деятельность среди еврейской мелкой и крупной спекулирующей буржуазии и интеллигенции»17. (15 марта 1924 г.). «Правильно ли, что мы преследуем сионистов? Я думаю, что это политическая ошибка»18. (24 марта 1925 г.). «Все-таки думаю столь широкие преследования сионистов (особенно в приграничных областях) не приносят нам пользы ни в Польше, ни в Америке. Мне кажется, необходимо повлиять на сионистов, чтобы они отказались от своей к.-р. работы по отношению к советской власти. Ведь мы принципиально могли бы быть друзьями сионистов»19. (31 мая 1925 г.).
Тем не менее, в период, когда Дзержинский таким образом проявлял свое отношение к сионистам, в стране уже полным ходом развернулась борьба против движения. К 1923 г. в Советском Союзе оставались лишь две разрешенные сионистские организации – Еврейская коммунистическая рабочая партия «Поалей Цион» и легальное крыло «Гехолуц», сторонники которого считали возможным сосуществование сионистского движения с советским режимом. Сионистская социалистическая партия, образованная в 1920 г. левым крылом «Цеирей Цион» и официально не запрещенная, фактически находилась на полулегальном положении. Часть сионистских объединений продолжала действовать в подполье.
Развитие и совершенствование организационной структуры ВЧК продолжалось весь период ее существования. СНК и ЦК РКП(б) постепенно предоставляли ВЧК все более широкие полномочия, и Комиссия превратилась в один из важнейших государственных органов Советской России, в числе задач которой была борьба с заговорами и мятежами, подпольными антисоветскими организациями, подрывной агитацией и пропагандой, т.е. с действиями, представлявшими наибольшую опасность для установленного в стране режима «диктатуры пролетариата».
Позднее в связи с изменениями социально-политического и геополитического положения в Советской России была проведена реформа органов государственной безопасности. 6 февраля 1922 г. был принят декрет «Об упразднении ВЧК и правилах производства обысков, выемок и арестов» и образовании под руководством Ф.Э. Дзержинского Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом. В утвержденном «Положении о ГПУ и его органах на местах» просматривалась преемственность направлений, задач, средств и методов деятельности. На органы ГПУ возлагалась политическая охрана безопасности Советской республики, выявление и подавление всяких попыток внутренней и внешней контрреволюции, направленных на ослабление политических и экономических завоеваний советской власти.
Деятельность советских органов безопасности регулировалась декретами и постановлениями, принимаемыми высшими органами государственной власти (ВЦИК). Меры пресечения со временем становились жестче, а НКВД получал все больше и больше полномочий. Так, с августа 1922 г. Особая комиссия при НКВД получила право без суда высылать лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, за границу или в установленные районы страны, а позднее – в октябре того же года – высылать и заключать в лагерь принудительных работ на срок до трех лет деятелей антибольшевистских партий, а также рецидивистов, судившихся за бандитизм, разбой и другие уголовные преступления20.
В 1923–1924 гг. арестованные сионисты исчислялись тысячами. В основном их приговаривали к принудительным работам в лагерях Центральной России, а впоследствии Сибири, на Урале, в Киргизии и на Соловках, где приговоренные гибли. Оперативная разработка сионистских организаций в масштабах страны находилась в ведении 10-го (с января 1925 года – 4-го) отделения Секретного отдела ГПУ, задачей которого была борьба с антисоветскими элементами внутри страны»21. В ряды сионистов внедрялись агенты ОГПУ, чтобы сломить волю участников движения и подорвать их работу изнутри. В результате провокаций некоторые молодые активисты заканчивали жизнь самоубийством. Но даже подобные репрессии и трагические примеры не прекращали деятельности социалистических сионистских организаций22.
Один из арестованных сионистских активистов писал позже о своем содержании во время следствия: “Тюремный рацион – 500 грамм черного хлеба в день, на обед суп и каша. Для достижения облегчения в содержании (час прогулки вместо получаса и т.д.) – голодовка”»23.
Срок ссылки обычно составлял 2–3, и основная масса сионистов получала именно 3 года. В этот период Советской России в достижении международного признания и установлении дипломатических отношений было выгодно продемонстрировать миру, что большевики не уничтожают, а высылают своих политических оппонентов24. Ссыльных отправляли в отдаленные от железной дороги и городов деревни, аулы и села Восточной Сибири, Зауралья и Средней Азии25. В местах ссылки сионисты зачастую организовывали группы, чтобы сообща переживать и переносить тяготы и лишения. При этом следует подчеркнуть, что, если членов одной партии или организации было мало, они кооперировались с представителями и других ячеек26.
Одной из партий, ушедшей в подполье, была организация «Гашомер Гацоир» («Юный Страж»). В сионистском движении были две группы «Гашомер Гацоир»: классовый, созданный в Москве в 1922 г. как скаутская спортивная организация учащейся молодежи, и национальный, организованный осенью 1924 г. Еврейской всероссийской организацией сионистской молодежи (ЕВОСМ). Классовый «Гашомер Гацоир» привлекал новых членов, в основном, из числа учеников русскоговорящих школ и студентов университетов в больших городах. Он сотрудничал с «Маккаби» – объединением спортивных клубов – которые стремились к распространению физической культуры и национальной гордости среди еврейской молодежи. На протяжении 1922–1923 гг. Всевобуч, Евсекция, комсомол и ГПУ Украины были обеспокоены популярностью Маккаби и планировали его устранение.
Постоянные же репрессии начались на Украине в середине 1925 г. с арестов штабов и участников сионистских конференций. В 1926 г. было задержано по крайней мере 10 районных штабов вместе с центральным окружным штабом. Были арестованы активисты. Кульминации аресты достигли, когда 2 ноября 1926 г. был арестован легендарный лидер организации Сема Любарский. Вместе с ним в ноябре 1926 г. – Рая Розовская – командир легиона в Харькове и Ленинграде.
Розовская (Галеви) Раиса Иосифовна родилась в 1905 г. Она была одной из ведущих активисток «Гашомер Гацоир», членом Главного штаба. В ноябре 1926 г. ее арестовали и приговорили к ссылке. С 1930 г. жила в Палестине, была членом кибуца «Гашомер Гацоир» из СССР (позднее – Афиким). В 1950 г. – представитель организации «Натив»27 при посольстве Израиля в Москве. Умерла в 1983 г.
В сборнике документов «Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.» опубликованы материалы, связанные с деятельностью Розовской в классовом «Гашомер Гацоир». В частности, содержится доклад секретного сотрудника от 15 декабря 1922 г. о деятельности организации В нем Розовская упоминается так: «Одной из выдающихся работниц “Маккаби”28 является Рая Розовская, студ[ентка] ИНО»29.
В докладе секретного сотрудника ГПУ УССР Рабиновича о деятельности «Гашомер Гацоир» в Харькове от октября 1923 г. говорится следующее: «14 октября 1923 г. на Газетном пер., 5, кв. Бабушкиных в 5½ час. была последняя общегородская скаутская конференция. На конференции присутствовали все начальники во главе с Михаилом Шлемом – начальником штаба легиона. На конференции был доклад о текущих делах. Решили, чтобы все скауты вносили деньги, сколько могут, а все шомера которые служат, – 10 % своего жалованья. Это относительно финансового вопроса. Затем был доклад о положении харьковского легиона, и в докладе выяснилось, что положение в легионе очень плохое. По-моему, если сейчас или в ближайшем времени нанести удар, то легион распадется. <…> Остались из шомеров-руководителей следующие: Рая Розовская <…>»30.
Также в сборнике опубликовано письмо от 12 августа 1925 г. одной из активисток партии Беки Эляшив31 члену заграничной делегации «Гашомер Гацоир» (левый) Ласе Искозу32 о положении в организации. В нем сказано, что во время арестов, прокатившихся в Москве, «Раю Розовскую сорвали с двух выпускных экзаменов», а, кроме того, дана ее характеристика: «Рая Розовская оказалась прекрасным работником. ГШ вначале опасались ее назначать. За неимением другого пришлось назначить ее. В результате она оказалась очень хорошим исполнительным и в достаточной мере развитым нач[альником] округа. Ребята, назначенные сейчас в окр[ужные] штабы, очень молодые. Работать им, конечно, очень трудно. Но работа от этого хуже не стала. За работу взялись энергично. Особенно много работы выпадает на долю Ули во всех окр[ужных] штабах»33.
В информационном бюллетене № 17 ГШ Союза «Гашомер Гацоир» в СССР от мая 1929 г. упоминается, что «по невыясненным причинам разлучены и разосланы в разные места шомеры: Рая Розовская и Лева Серебряный34»35.
Из документов следует, что Розовская была активным участником сионистского движения и одной из ключевых фигур в организации «Гашомер Гацоир». Ее работой были довольны, а, поскольку она трудилась в Главном штабе и хранила у себя идеологическую литературу, арест стал закономерным средством борьбы советских органов безопасности с сионистским движением в стране.
Составители сборника документов «Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.» постарались дать биографические справки на основное число личностей, упоминаемых в опубликованных материалах. В частности, небольшая справка дана и на Розовскую. Однако в силу того, что не все рассекреченные документы вошли в двухтомник (по разного рода причинам, включая плохо сохранившиеся фрагменты текста, утраченные фрагменты, а также ограниченный объем издания), несколько документов, раскрывающих подробности ареста Розовской, остались вне публикации. К ним, в частности, относится протокол ее допроса от 3 декабря 1926 г., который проводил уполномоченный Секретного отдела ОГПУ Иосиф (Леонид) Черток36:
«1926 г. декабря мес. 3 дня, я, И[осиф] Черток допрашивал в качестве обвиняемого(ой)/свидетеля(ницы) гражданку [Розовскую], и на первоначально предложенные вопросы он(а) показал(а):
- Фамилия: Розовская
- Имя, отчество: Раиса Иосифовна
- Возраст (год рождения): 1905, январь
- Происхождение (откуда родом, кто родители, национальность, гражданство или подданство): г. Сморгонь, Виленская губерния, отец служ[ащий], еврей, УССР
- Местожительство (постоянное и последнее): жила в Лосиноостровском, т.е. вернее, сняла угол, но еще не жила, где, ответить отказываюсь, откуда приехала, отказываюсь отвечать.
- Род занятий (последнее место службы и должность): работала в организации «Гашомер Гацоир» и давала уроки (частные) по литературе.
- Семейное положение (близкие родственники, их имена, фамилии, адреса, род занятий до революции и последнее время): девица, отец Иосиф Аронович, 50 лет, служ[ащий] в кож[евенных] объединениях Укр[аины] и Крыма, мать Хася Юделевна, 50 лет, домохозяйка, живут в Харькове, Кооперативная 21, кв. 3. Сестры: Эмма Богуславская-Розовская, 26 лет, за границей в Берлине, живет Лялин переулок д. 20, кв. 14, там же жили Ида и Юдифь.
- Имущественное положение (до и после революции допрашиваемого и его родственников): нет
- Образовательный ценз (первонач. образование, средняя школа, высшая, специальн[ое], где, когда и т. д.): Среднее, окончила школьно-клубную лабораторию им. Ушинского
- Партийность и политические убеждения: беспартийная, сионистка-социалистка
- Где жил(а), служил(а) и чем занимался(лась):
а) до войны 1914 г.: в Сморгони – училась
б) с 1914 г. до Февральской революции 17 года: г. Арзамас – училась
в) где был(а), что делал(а) в Февральскую революцию 17 г., принимал(а) ли активное участие и в чем оно выразилось: участия не принимала тоже.
г) с Февральской революции 17 г. До Октябрьской революции 17 г.: тоже.
д) где был(а), что делал(а) в Октябрьскую революцию 17 г.: тоже.
е) с Октябрьской революции по настоящий день: с [19]19 года до февраля [19]26 года в Харькове – училась и работала на спичечной ф[абри]ке наборщицей, до июня [19]26 года в Ленинграде – давала уроки, работала в «Гашомер Гацоир», затем в Москве
- Сведения о прежней судимости (до Октябр[ьской] революции и после нее): была арестована в Харькове 2 сентября 1924 года, сидела два месяца и была освобождена
- Отношение допрашиваемого свидетеля к обвиняемому: (прочерк)
Записано с моих слов верно, записанное мне прочитано (подпись допрашиваемого): Розовская
Показания по существу дела:
Я являюсь членом сионистско-социалистической организации молодежи «Гашомер Гацоир». На всякие организационные вопросы отвечать отказываюсь. Какое я занимала положение в организации – отвечать отказываюсь, кроме того, что я исполняла все директивы руководящего органа главного штаба. Считаю, что моя сестра Ида совершенно напрасно арестована, т.к. она не является и не являлась членом организации. Моя сестра Юдифь с сентября или октября 1925 года болела и с того времени никакой работы и никакого отношения к организации не имела. Порвала ли моя сестра Юдифь с организацией или нет, отвечать отказываюсь. Все те материалы организации «Гашомер Гацоир» и нелегальная литература, обнаруженные у моих сестер, принадлежат мне. Ида совершенно не знала, что эти материалы находятся в ее комнате. Знала ли Юдифь, я не знаю. Розовская»37.
Согласно обвинительному заключению от 30 декабря 1926 г. Розовская была признана членом главного штаба к.-р. организации «Гашомер Гацоир». Утверждалось, что при обыске были обнаружены партийные материалы, а она сама созналась в принадлежности к организации и отказалась от показаний38. В выписке из протокола Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 7 января 1927 г. сказано, что «Розовскую Раису Иосифовну выслать через ПП ОГПУ на Урал, сроком на три года»39. В итоге Розовская отбывала заключение в Тюмени и ссылку в Воронеже.
Таким образом, документы свидетельствуют о том, как велось следствие в отношении арестованных сионистских активистов, и в очередной раз подтверждается факт того, что в основном срок заключения за сионистскую деятельность и хранение пропагандистской или идеологической литературы составлял три года.
Очевидно, что деятельность участников сионистского движения в СССР все больше и больше беспокоила органы безопасности, о чем они неуклонно докладывали руководству страны. Вся деятельность сионистов была показана в негативном свете и представляла собой, по мнению органов ОГПУ, угрозу существовавшему политическому строю.
Большевики уже чувствовали свою силу и вследствие того более жестко повели борьбу против антисоветских партий, в частности, сионистских организаций. Все это стало причиной ликвидаций нелегальных сионистских организаций на Украине, в Западном крае, Ленинграде и Крыму40.
В 1928 г. власти распустили Еврейскую коммунистическую рабочую партию «Поалей Цион» и ликвидировали легальный «Гехолуц». В стране должны была существовать только одна – Коммунистическая партия большевиков. Поэтому даже социалистические партии сионистов, ряд из которых идеологически был близок к большевикам и готов сосуществовать с их властью, ликвидировались органами безопасности. Их участники получали тюремные сроки, отправлялись в ссылку, типографии, печатные материалы и архивы изымались, и к началу 1930-х гг., по сути, все партии и организации были ликвидированы. Многие из тех, кто пережил тюремное заключение и ссылку, смогли впоследствии перебраться в Палестину, где воплощали в жизнь идеи построения социалистического сионизма.
«Еврейский вопрос» остается болезненным и неоднозначным в российском обществе. Сам термин «сионизм» послужил подобному положению дел. Тем не менее приверженцы течения в 1920-х гг., хотя и были вынуждены уйти в подполье, разделяли многие социалистические идеи нового руководства страны и питали наивные надежды на мирное сосуществование их партий и организаций с большевиками.
Примечания:
1 Локшин А. Споры о сионизме в России начала ХХ века. Лехаим. Октябрь 2010 Тишрей 5771–10(222) [Электронный ресурс] // URL: http://lechaim.ru/ARHIV/222/lokshin.htm (дата обращения: 26.08.2018).
2 Изгоев А.С. Двадцативековая трагедия // Образование. 1903. № 11. С. 67.
3 Иванов Ю.С. Осторожно: сионизм! – М.: Политиздат, 1970. – 208 с.
4 Иванов Ю.С. Осторожно: сионизм! – М.: Политиздат, 1970. – С. 207.
5 Более подробно см.: Думова Н.Г. Кадетская контрреволюционная и ее разгром (октябрь 1917–1920 гг.). – М., 1982. – 416 с.; Шелохаев В. Кадеты – главная партия буржуазии в борьбе с революцией 1905–1907 гг. – М., 1983. – 327 с.; Он же. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907–1917. – М., 1991. – 232 с.; Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. В 6 т. – М., 1994–1999; Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. – М., 1996. – 872 с.; Меньшевики в большевистской России. 1918–1924. – М., 1999–2004; Партия левых социалистов-революционеров. 1917–1925 гг.: в 3 т. – М., 2000–2010; Всероссийский национальный центр. – М., 2001. – 608 с.; Правоэсеровский политический процесс в Москве. 8 июня – 4 августа 1922 г. Стенограммы судебных заседаний: в 14 т. Т. 1–2. – М., 2011. – 687 с. и др.
6 Христофоров В.С. Высылка ученых и деятелей культуры из России в 1922 г. в документах ГПУ // Русский Бердин: 1920–1945: Междунар. науч. конф. / Науч. ред. Л.С. Флейшман; сост. М.А. Васильева, Л.С. Флейшман. – М., 2006. – С. 39–65; Он же. История советских органов госбезопасности: 1917–1991 гг.: учебное пособие / отв. ред. Е.И. Пивовар. – М., 2015; Он же. О высылке меньшевиков из России в 1922 году // Интеллигенция России и Запада в ХХ–XXI вв.: поиск, выбор и реализация путей общественного развития. Материалы научной конференции, 28–29 мая 2004 г. – Екатеринбург, 2004. – С. 115–117; Он же. «Философский пароход». Высылка ученых и деятелей культуры из России в 1922 г. // Новая и новейшая история. – 2002. – № 5. – С. 126–170.
7 «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). – М., 2001–2017.
8 Высылка вместо расстрела. Депортация интеллигенции в документах ВЧК–ГПУ. 1921–1923. – М., 2005. – 544 с., ил.
9 «Очистим Россию надолго…» Репрессии против инакомыслящих. Конец 1921 – начало 1923 г.: Документы. – М., 2008. – 848 с.
10 Тюремные записки С.П. Мельгунова. 1920 год: сборник документов. – М., 2015. – 240 с.
11 Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. – М., 2019.
12 Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 61.
13 Советский Союз. Октябрьская революция и Гражданская война // Электронная еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eleven.co.il/?mode=article&id=15415&query=
14 Гепштейн Соломон Климентьевич (Шлойме Калманович) (1882–1961), российский общественный деятель, журналист, израильский архитектор.
С 1902 в сионистском движении. В 1906–1914 член петербургского городского комитета Сионистской организации. В 1914–1924 член ЦК Сионистской организации России. В 1905–1918 и 1924–1926 входил в редколлегию газеты «Рассвет». После 1917 зав. издательством Наркомата юстиции РСФСР. В 1922–1924 в Германии С 1924 в Палестине.
15 См.: Маор И. Сионистское движение в России. – Иерусалим, 1977. – С. 428.
16 См.: Меньшевики в большевистской России, 1918–1924. Меньшевики в 1919–1920 гг. / Под ред. З. Галили, А. Ненарокова. М., 2000, 62–63.
17 РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 326. Л. 2. Опубл.: Сидоров Н. Феликс Дзержинский: «Мы принципиально могли бы быть друзьями сионистов» // Источник. – № 4. – 1994. – С. 114.
18 РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 326. Л. 2. Опубл.: Сидоров Н. Феликс Дзержинский: «Мы принципиально могли бы быть друзьями сионистов» // Источник. – № 4. – 1994. – С. 115.
19 РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 3. Д. 326. Л. 2. Опубл.: Сидоров Н. Феликс Дзержинский: «Мы принципиально могли бы быть друзьями сионистов» // Источник. – № 4. – 1994. – С. 116.
20 См.: Христофоров В.С. История советских органов госбезопасности. 1917–1991 гг. – М., 2015. – С. 15–116.
21 Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 62.
22 См.: Маор И. Сионистское движение в России. – Иерусалим, 1977. – С. 432–438.
23 Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 71.
24 См.: Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 90.
25 См.: Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 82.
26 См.: Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 87.
27 «Натив» – израильское государственное учреждение, подчиняющееся министерству главы правительства, созданное по инициативе Д. Бен-Гуриона одним из основателей внешней разведки Р. Шиллоахом. Основан в 1952 для связи с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы, координации борьбы за их право на репатриацию и организации их выезда в Израиль.
28 Хотя речь идет о «Маккаби», на самом деле, это организация «Гашомер Гацоир» (классовый). Органы советской госбезопасности не сразу разобрались в нюансах идеологии и деятельности организаций.
29 Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 2. М., 2019. – С. 54.
30 Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 2. М., 2019. – С. 98–99.
31 Эльяшив Бека, активистка «Гашомер Гацоир». С 1925 в Палестине.
32 Искоз (Галили) Элазар (Лазар, Лася) (1903–1988), один из лидеров и организаторов движения «Гашомер Гацоир», начальник, затем член Главного штаба (1922–1924). В сентябре 1924 арестован, освобожден после подписания вместе с другими членами Главного штаба заявления об отказе от политической деятельности. В 1925 нелегально выехал в Палестину, присоединился к кибуцу Гашомер Гацоир. Создал заграничную делегацию «Гашомер Гацоир». Исполнял различные поручения движения и Федерации еврейских рабочих за рубежом. Депутат XIV–XXII сионистских конгрессов. С конца 1930-х и в 1940-х – командир отдела просвещения и пропаганды организации «Хагана». Основатель военного журнала на иврите «Маарахот» (1939) и издательства под тем же названием (ныне официальный двухмесячник и официальное издательство Армии обороны Израиля), один из основоположников военной теории и военно-исторической науки в Израиле.
33 Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 2. М., 2019. – С. 138–148.
34 Серебряный (Голани) Лев (Арье, Лева) (1906–2004), один из лидеров «Гашомер Гацоир» в СССР, член Главного штаба (с лета 1925). В марте 1926 арестован, отбывал ссылку в Тобольском округе; в 1929 ссылка была заменена высылкой в Палестину, где он присоединился к кибуцу Гашомер Гацоир. Член кибуца Афиким. Выезжал в Латвию в качестве посланника всемирной организации скаутской халуцианской молодежи, депутат XXI сионистского конгресса в Женеве (1939).
35 Сионистские партии и организации в СССР. 1920-е гг.: в 2 кн. Кн. 2. М., 2019. – С. 263–269.
36 Черток Леонид (Иосиф) Исаакович (1902–1937), сотрудник ВЧК–ОГПУ–НКВД, майор государственной безопасности (1935). В марте 1919 в РККА. С июля 1921 сотрудник Екатеринославской губернской ЧК, в феврале 1922 переведен в Москву. В 1922 комиссар ударной группы оперода ГПУ РСФСР. В 1922–1927 уполномоченный ОГПУ СССР. С августа 1929 сотрудник СО СОУ ОГПУ СССР. В 1931 пом. нач. 4 отделения СО СОУ ОГПУ СССР. В 1931–1932 оперуполномоченный 4 отделения СПО ОГПУ СССР, пом. нач. отделения ЭКУ ОГПУ СССР. В 1932–933 пом. нач. 8 отделения ЭКУ ОГПУ СССР. В 1933 – июле 1934 пом. нач. 7 отделения ЭКУ ОГПУ СССР. В июле 1933 – июле 1934 нач. 3 отделения ЭКУ ОГПУ СССР. В 1934–1935 нач. 3 отделения ЭКО ГУГБ НКВД СССР. В 1935–1936 нач. 5 отделения ЭКО ГУГБ НКВД СССР. В 1936–1937 нач. 6 отделения ЭКО ГУГБ НКВД СССР, пом. нач. 3 отдела ГУГБ НКВД СССР, пом. нач. КРО ГУГБ НКВД СССР. В середине 1920-х работал по линии борьбы с сионистами в Секретном отделе ОГПУ.
37 ЦА ФСБ России. Д. Р-27253. Л. 345–346.
38 См.: ЦА ФСБ России. Д. Р-27253. Л. 403–406.
39 См.: ЦА ФСБ России. Д. Р-27253. Л. 407.
40 См.: Морозов Б.М. «Замена». Высылка осужденных сионистов в Палестину. 1924–1934. – М., 2019. – С. 314–315.
Москва. Май, 2023 © Текст. Бережанская И.Ю., Марковских Н.Ю., 2023. © Оформление. RU Public History, 2023.