«Первый русский-больше, чем бренд. Это наше кровное…”
На примере социального конфликта, связанного с объединением Театра им. Ф. Волкова и Александринского театра, рассматриваются ситуация актуализации исторической памяти и ее влияния на формирование локальной идентичности и использование памяти о прошлом различными социальными группами в соответствии с политической конъюнктурой.
Весной 2019 г. публичная жизнь Ярославля была нарушена «проходным» бюрократическим решением центра: указом министра культуры Волковский театр, носивший наименование «Первого русского театра», объединялся с петербургским Александринским театром. Волна общественного возмущения, организованная под лозунгом «Это наше кровное!», огромное количество подписей под петициями, публикаций в прессе достигли такого накала, что потребовали вмешательства ярославского губернатора Д. Миронова и премьер-министра РФ Д. Медведева. Слияние брендов не состоялось. Что спровоцировало бурную реакцию индифферентного локального населения? Какую роль в дискуссиях о Волковском театре сыграли образы исторической памяти и культурного наследия?
Гипотеза исследования состоит в том, что театр им. Ф. Волкова, занимая важнейшее положение среди объектов исторической памяти ярославцев, определяет структуры локальной идентичности, выступает объектом политизации, инструментализируется социальными группами в зависимости от актуальной конъюнктуры. В данной работе под локальной идентичностью понимается самоидентификация индивидов с локальным сообществом, с местом его расположения и его прошлым. Историческая память во многом определяет особенности идентичности и выражается в ценностном отношении к самобытному, исключительно местному культурному наследию.
В связи с вопросом о самостоятельности Волковского театра в СМИ появлялось множество публикаций, содержащих интервью и высказывания представителей властных структур, руководства и сотрудников театра, деятелей культуры, жителей Ярославля. Данные публикации послужили эмпирическим материалом для исследования.
История русского театра начинается в Ярославле в 1750 г. с создания Федором Волковым первой профессиональной труппы. С тех пор театр в Ярославле не прекращал свою деятельность, но достаточно часто менял свое расположение. Нынешнее здание Волковского театра, расположенное в историческом центре города Ярославля (входит в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), было построено в 1911 г. по проекту архитектора Н.А. Спирина. Очень быстро оно превратилось в визитную карточку столицы Золотого кольца, объект визуализации на полиграфической продукции, позиционирующей бренд города.
Не историческим, но парадным центром города считается площадь Ф. Волкова, что подчеркивает значимость театральной тематики в жизни города. Показательно в этом отношении, что наименование площади в честь актера царской России произошло в 1938 г., в разгар сталинской культурной политики. В том же году была установлена мемориальная доска, увековечивающая память о месте жительства Федора Волкова в Ярославле. Спустя несколько десятилетий в сквере у здания Волковского театра установили памятник первому профессиональному актеру России. Что касается современных коммеморативных практик, на данный момент обсуждается переименование Первомайского бульвара в Театральный, что расширит и без того сформировавшийся театральный ареал.
Символичным в осознании статуса и значения Волковского театра стало торжественное открытие Года Театра в России. Оно состоялось в Ярославле в присутствии российской театральной общественности и Президента РФ В.В. Путина.
Значимость театра для города подтверждается данным социологических опросов[1]. По данным исследования примерно 1/3 опрошенных называет театр им. Ф. Волкова самым значимым городским местом, при том, что других учреждений и мест культуры не было названо. В свою очередь, Ф. Волков занимает одну из лидирующих позиций в перечне ярославского «пантеона» героев.
В ситуации возможного слияния Волковского и Александринского театров общество поделилось на сторонников (министр культуры В. Мединский, художественный руководитель театра им. Ф. Волкова Е. Марчелли и художественный руководитель Александринского театра А. Фокин, основная часть труппы Волковского театра) и противников (губернатор Д.Миронов, местное население, театральная общественность) объединения. При этом каждая из сторон конфликта преследовала собственные интересы и стремилась к получению символического капитала.
Согласно публикациям в СМИ, инициатором проекта объединения выступил Е. Марчелли. Основные преимущества объединения художественный руководитель театра обосновывал повышением заработных плат и финансирования постановок, работу на дополнительных площадках, в том числе и за рубежом [2].
Фактором консолидации противников объединения, особенно местного населения, выступает локальное историческое наследие:
- «…но то, что за всем стоят какие-то деньги — это настолько понятно, что даже и говорить не хочу.<…> Пока понимаю, что у нас забрали не только театр, но и всю его историю» [3]
- «Театр имени Волкова, первый русский театр — наверное, главный предмет гордости ярославцев» [4]
- « <…> Спросите у любого ярославца, чем знаменит его город, и он назовет, скорее всего первый русский театр»[5].
Данные примеры демонстрируют, что прошлому присваивается статус аргумента публичных дискуссий, происходит его актуализация в настоящем. Опираясь на концепцию О. Малиновой [6], можно утверждать, что историческая память о Волковском театре выступает в роли «полезного прошлого». Во-первых, это известный общественности, укоренившийся в сознании населения бренд. Во-вторых, история Волковского театра расценивается как предмет гордости и ее позитивное значение в развитии театрального дела и культуры автоматически присваивается всему Ярославскому краю. В-третьих, образ первого русского театра оказался способным сплотить различных мнемонических акторов.
Мотивами необходимости сохранения исторического наследия наполнены петиции, распространявшиеся в городе активистами. Они призывают к отмене приказа об объединении театров:
«Прошу отменить приказ Министерства культуры об объединении Первого Русского театра имени Фёдора Волкова с Александринским театром. Ярославская область гордится своим наследием, местом притяжения жителей не только города и области <…> Ярославль древний город с тысячелетней историей, неотъемлемой частью которой является и наш театр» [7]
Основным аргументом противников объединения театров выступает апелляция к культурному наследию и исторической памяти. Переход разговора от ценностей меркантилизма, из коммерческой, финансовой сферы в область моральных интересов и ценностей местного сообщества, к дискурсу о наследии и коллективной памяти дает преимущество позиции противников объединения. В отличие от узкопрофессиональных, коллегиальных, личных мотивов сторонников объединения, оперирование историческим наследием способно найти отклик у населения вне зависимости от социальной, гендерной и политической принадлежности.
На ситуацию культурного конфликта в регионе пришлось реагировать местным органам власти. Ярославский губернатор Д. Миронов заявил: “Решение было принято на федеральном уровне по инициативе коллектива театра, с регионом его не обсуждали.” [8] Дальнейшие действия губернатора и его позиция по данному вопросу были связаны с поддержкой населения и противодействием объединению с Александринским театром. Предположительно, проанализировав сложившуюся конъюнктуру, властям стало понятно, что выгоднее поддержать позицию электората, заполучив тем самым симпатии избирателей и подняв авторитет.
Таким образом, современные ситуации культурных конфликтов между центром и регионами в России возникают при столкновении трех факторов: во-первых, наличие исторического наследия, в защиту которого готово выступить население, во-вторых, сформированная локальная идентичность, и, как следствие, проявление активной гражданской позиции, готовность населения выступать на митингах, подписывать петиции, высказать свое мнение в СМИ, и в-третьих, проявление политической конъюнктуры, возможности получения выгод властями. При этом переход ситуации в стадию конфликта, затрагивающего интересы различных групп, происходит в случае игнорирования центром позиции локального сообщества. Напротив, в случае совместных действий местной власти и населения появляется возможность гармонизировать и стабилизировать обстановку, приобретая без ресурсных инвестиций символический капитал.
Примечания
- Городские локальные идентичности как основа формирования устойчивых местных сообществ. Исследование общегородских идентичностей жителей Владимира, Смоленска, Ярославля / Задорин И.В., Евстифеев Р.В., Крупкин П.Л., Лебедев С.Д., Шубина Л.В. М., 2016. 120 с.
- Ваняшова, М. Г. Российский Государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова : 250 лет творческого пути / Ярославль : Параллакс, 2000.
- «Нам показали наше место»: как Ярославль встретил объединение Волковского театра с Александринкой // www. 76.ru. URL: https://76.ru/text/culture/66033109/ (дата обращения: 25.02.2020).
- Там же
- Там же
- Малинова О. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М., 2015.
- Отменить приказ об объединении Волковского и Александринского театров // www.change.org. URL: https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%84-%D0%BE%D1%82%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8-%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 25.02.2020).
- «С нами не обсуждали»: губернатор — об объединении Волковского театра с Александринкой // www.76.ru. URL: https://76.ru/text/culture/66033145/ (дата обращения: 25.02.2020).
Список использованной литературы
Евстифеев, Р.Б. Локальная идентичность и построение эффективного взаимодействия местных сообществ и органов власти в российских городах // Теории и проблемы политических исследований. 2017. № 6. С. 16-27.
Театр Волкова должен сохранить бренд и самостоятельность // www.yarcube.ru. URL: https://yarcube.ru/newsletter/92929.php (дата обращения: 25.02.2020).
Злотникова, Т. С. Часть мира… театр : очерки теории и истории театра / Т. С. Злотникова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, Моск. пед. гос. ун-т. Москва ; Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2005. 340 с.
Любомудров, М. Н. Века и годы старейшей сцены: очерк истории Ярославского академического драматического театра имени Ф. Г. Волкова / М. Н. Любомудров ; худож. Г. В. Дмитриев. Москва : Советская Россия, 1981. 256 с.
© Лихачева, А.С., 2020. Текст публикуется в авторской редакции. Иллюстрации к тексту предоставлены автором А.С. Лихачевой.
Ссылка: Лихачева, А.С. Историческое наследие Волковского театра в современных публичных дебатах [Электронный ресурс] // Александра Сергеевна Лихачева // RU Public History: Портал публичной истории. – Режим доступа : https://www.rupublichistory.ru/publication/?p=208 Дата первого опубликования 25.06.2020.
© Оформление. RU Public History Портал публичной истории, 2020
Данный материал опубликован в рамках II Всероссийского конкурса научных студенческих эссе по публичной истории«Репрезентации прошлого в публичных пространствах», проводимого Историческим факультетом ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет» и Порталом публичной истории RU Public History