В статье анализируются изменения в российской материальной культуре младенчества пореформенного периода. В центре исследовательского интереса — предметы быта, мебели, ухода за новорожденным в образованных, обеспеченных семьях. Предмет изучения — трансформация мебели для младенцев: кроваток, колясок, ходунков, манежей. Основываясь на автобиографических текстах, научно-медицинской литературе, визуальных источниках, авторы приходят к выводу, что к началу XX в. в России произошла модернизация предметного мира ребенка в семьях дворян и буржуазии вследствие медикализации и коммерциализации частной жизни, развития фабричной промышленности, пропаганды идеологии «нового родительства», идей детоцентризма. Показав, как формировалось и наполнялось вещами изолированное от родителей пространство детских комнат, авторы отмечают в этом процессе столкновение традиций и новаций. Анализируя врачебные рекомендации, педагогическую литературу, рекламные объявления производителей детской мебели, они показывают, как «новые родители» стремились окружить своих детей новейшими изобретениями (детские кроватки вместо люлек, манежи, высокие детские стулья, коляски, пеленальные столики). Вописанном процессе отмечаются элементы детоцентристской идеологии, эксплуатируя которую российские фабричные производители накрепко связали материальную культуру детства c модой и коммерческой прибылью, a детскую мебель — c социально-статусной функцией семьи. Одновременно формировался эталон ухода за ребенком, основанный на научных знаниях и ориентированный на их инклюзию в процесс обыденных приобретений. В отличие от США, Великобритании, Франции, полного замещения консервативных практик ухода за младенцами в России начала XX в. не произошло.
Источник – Уральский исторический вестник. 2017. № 1.- С. 30-39.