Актуальность заявленной научной проблемы определяется
в том числе и интересом к кризисным, критичным для развития страны, общества и обычного человека периодам, вызывая повышенное внимание профессиональных историков, общественности и рядовых граждан. Однако, одной из самых загадочных сторон данной научной темы являются сюжеты о причинах небывалой жестокости, бескомпромиссности, агрессии, которыми
отличались акторы данной исторической драмы – дети Первой мировой войны. Как и когда могло в ХХ веке сформироваться поколение для
которого закон и порядок, милосердия и добродетель, порядочность и религиозность не являлись базовыми, а отношение к личности, гуманизму, ценности человеческой жизни были пустым звуком? Почему участники революции 1917 г. и граж данской войны не задумывались и не сомневались, приводя в исполнение приговоры, расстреливая тысячи заложников и пленных, добивая раненых и больных противников? Как могли раствориться в этом котле беспредела и жестокости традиционные ценности российского социума, этноконфессиональные
традиции и основы семейных устоев? В чем причина небывалого роста анархических и радикальных настроений в обществе в начале ХХ в.?
Понятие «детская повседневность» является самостоятельным и весьма активно модернизирующимся явлением в отечественной и мировой научной мысли. За последние несколько десятилетий увидели свет многие сотни работ, посвященные самым различным сторонам жизни и быта, настроений и поведения детей разных возрастов. Военная составляющая детской повседневности также стала предметом пристального научного изучения, однако историки, демографы, этнографы и другие специалисты гуманитарного знания предпочитали рассматривать «узкие» и «профильные» стороны военного детства. Между тем, несмотря на обилие исследователей комплексное, системное, многоплановое осмысление проблемы «дети и война» еще ждет обращения и научной интерпретации.