Парадокс: чем больших успехов достигают генетики, тем меньше откровений приносят их изыскания. Когда только-только научились определять последовательность ДНК, казалось – вот теперь-то мы и постигнем все тайны нашей биологической истории! Когда научились выделять ДНК из древних зубов и костей, эти надежды распухли до небывалых размеров. В это верили, конечно, не только генетики. Антропологи тоже поглядывали в сторону секвенаторов с любопытством. Однако запал и энтузиазм не могут длиться вечно. Чем больше генетики выдают «сенсационные» результаты, тем больше хочется перечитать учебники 1940-1960-х годов.
Идеальным образцом этой ситуации служит новая статья, посвящённая заселению Австралии и опубликованная в журнале Nature. Краткая её суть проста: согласно анализу 111 мтДНК, полученных из образцов волос чистокровных аборигенов, заселение материка произошло в результате одной быстрой миграции, начавшейся около 50 тысяч лет назад, но шедшей двумя путями – вдоль западного и восточного побережий, причём около 45-49 тысяч лет назад аборигены уже достигли южного побережья.
Здорово!
Труд проделан большой и честный, получены новые уникальные данные, для генетиков – даже большой численности.
НО!
Действительно ли это открытие?
Для начала даты. Радует, что авторы не стали оперировать спекулятивными цифрами в 60-80 и более тысяч лет, бывшими столь модными ещё столь недавно. 50 тысяч и объективнее, и круглее, что уже радует глаз.
Не очень радует, что цифры 45-49 тыс.л.н. основаны фактически лишь на новых датах для Варратии, которые, как мы писали в нашем обзоре, не могут считаться очень надёжными: уж слишком старательно под этим навесом поработали шаловливые кролики, перекопав слои и перемешав артефакты; да и орудийность древнейших орудий обоснована как-то слишком туманно.
Вторая по древности поминаемая дата – 48 тысяч лет назад для Девил’с Лэйр. Если быть честным, самые большие более-менее надёжные даты для этой стоянки – 41,46-45,47 тысяч лет, причём для древнейших слоёв авторы раскопок отмечают большую вероятность переотложенности (O’Connell J.F. et Allen J. Dating the colonization of Sahul (Pleistocene Australia–New Guinea): a review of recent research // Journal of Archaeological Science, 2004, V.31, pp.835-853; авторы-генетики ссылаются на более старые статьи 1979, 1996 и 2001 годов). Стерильный слой имеет дату ровно 50 тысяч лет.
Но ладно, закроем глаза на пару-тройку тысяч лет, паче – их всегда можно списать на калибровку.
Что же с самими миграциями?
Давайте будем честными: вывод о миграциях вдоль побережья следует не из генетических данных, а из наличия в центре материка огромных пустынь, из существования археологических стоянок большой древности именно вдоль побережий, а также из того, что материал для исследований был получен преимущественно с восточного побережья, ведь там, во-первых, жила большая часть аборигенов, а во-вторых, там было больше белых, которые собирали коллекции. С западного побережья мтДНК вообще отсутствует, так что и выводы о тамошней миграции по ДНК сделать нельзя.
Что неплохо видно из приведённых анализов, так это что северные и южные австралийцы достаточно чётко дифференцированы, хотя явно очень родственны. Об этом писали десятки лет назад (например: Birdsell J.B. Preliminary data on the trihybrid origin of the Australian Aborigines // APhAO, 1967, V.2, №2, pp.100-155). Очень наглядна примесь новогвинейских групп в составе северных австралийцев, причём отдельные группы, очевидно, продвигались далеко к югу. Эти миграции отлично описаны в классической литературе по всем возможным данным: антропологическим, лингвистическим, этнографическим (например: Народы Австралии и Океании // Народы мира: этнографические очерки. Ред: С.А. Токарев. Москва, Издательство Академии Наук СССР, 1956, 856 с.).
Так что открыли генетики? Может, им надо открыть классические труды? В списке литературы к статье, кстати, никакой классики нет, лишь статьи в основном последних четырёх лет, а по этнографии – только одна книга 2003-го.
Приятно, что новейшие генетические данные красиво подтверждают выводы, сделанные десятки лет назад. Ещё один метод и всё о том же – это всегда хорошо. Это увеличение достоверности нашей картины мира. Но будем объективны: это не открытие, это ещё один штрих к уже давно написанному полотну.
Источник:
- Tobler R., Rohrlach A., Soubrier J., Bover P., Llamas B., Tuke J., Bean N., Abdullah-Highfold A., Agius Sh., O’Donoghue A., O’Loughlin I., Sutton P., Zilio F., Walshe K., Williams A.N., Turney Ch.S.M., Williams M., Richards S.M., Mitchell R.J., Kowal E., Stephen J.R., Williams L., Haak W. et Cooper A. Aboriginal mitogenomes reveal 50,000 years of regionalism in Australia // Nature, 2017, doi:10.1038/nature21416.